Легенда о Сакском озере

Посланные в погоню всадники ханского войска настигли их на берегах топких соленых озер. Отважные казаки вступили в жестокую сечу, но слишком малочисленной была казацкая рать. Верная гибель ожидала горстку бесстрашных воинов.

“Прижала орда запорожцев к соленым озерам. Здесь последний бой был. В топкой прибрежной грязи увязали кони. Негде казакам показать свое умение ратное. Позади озерная глубь. Плакала вечерняя заря, кровавым светом заливала соленью озера.

Темными буграми, по берегам казаки лежали, никто не пошевелится, ни вздохнет. И на рассвете слетелись вороны. Да не удалось попировать вестникам смерти! Стали вдруг оживать казаки, подниматься… Удивляются казаки: что же с ними сталось? Стали они всматриваться вокруг, все примечать. И увидели, что там, где раны к черному береговому илу прикасались, – их как не было. Все затяну лись, зарубцевались. Тогда зашли воины в озеро, соленой водой умылись и в шапки, и в бурдюки чудесной земли набрали”.

И покатилась людская молва по свету о чудесных свойствах “живой” и “мертвой” воды, целительности черного ила.

Чудесная земля, упомянутая в легенде, и сегодня возвращает здоровье людям, ставит на ноги самых безнадежных больных. Сакское соленое озеро заслуженно входит в орбиту крымских чудес.

Кстати, грязью лечились еще в глубокой древности. Египетские жрецы использовали в лечебных целях ил “священной реки Нил”. На древнеегипетских барельефах сохранились изображения первых грязевых процедур.

И самое удивительное, что в те, давние античные времена слава о необыкновенных свойствах грязи крымских соленых озер были известны даже в Элладе. Упоминания о целебной грязи мы находим у древнегреческого историка Геродота (5 в. до н. э.). Древнеримский ученый Плиний Старший (1 в. до н. э.) называет город Парасин в Таврике, где лечат “землей исцеляющей всякие рань”. Древнегреческий ученый Клавдий Птолемей (2 в. н. э.) упоминает город Пороста, координаты которого примерно соответствуют расположению Сакского озера.

Народные были о чудодейственной силе сакских грязей переплетались с небылицами, превращаясь с годами в легенды.

В одной легенде рассказывается об исцелении больного ревматизмом верблюда. Старый верблюд едва передвигал ноги с распухшими суставами, и хозяин вывел его на берег Сакского озера и оставил там, бросив на волю случая. Покинутое животное в знойные дни спасалось в прохладных водах озера, забиралось в озерный ил, часами принимая грязевые ванны. Вечерами верблюд выбирался на берег, щипал траву, вдыхая с воздухом целебные ионы солей. Однажды, возвращаясь с торгов, хозяин увидел своего верблюда со вершенно здоровым и окрепшим. Он смекнул, что чудо совершила грязь озера.

Профессором А. И. Щербаковым записана легенда об украинском чумаке, приехавшем в Крым за солью. Ночью его волы застряли в озерной грязи. Долго топтался чумак в озере, вытаскивая груженый воз. Вернувшись домой, он довольно скоро почувствовал, что избавился от застарелой боли в ногах.

В записях доктора Н. А. Оже находим другой удивительный случай об исцелении озерным илом пастуха, укушенного ядовитым пауком тарантулом. Н. А. Оже писал: “Многие больные, будучи оставлены врачами и не получивши никакого облегчения в своих страданиях от минеральных вод разных стран, в сем благотворном иле исцелились от своих недугов и возвратились совершенно здоровыми”. Один из почтенных хирургов сказал так: “Я верил, в нож, теперь, кроме ножа, я верю в сакские грязи”. Впрочем, последние утверждения уже не легенды. Чудодейственный бальзам соленого Сакского озера и сегодня – к вашим услугам.

Сказание о племени саков

Его правителем была сильная, крепкая женщина, прекрасно владевшая мотыгой и оружием – мать Агатэ. Стреляла она без промаха.

Племя, выполнявшее мудрые указания своей правительницы, жило мирно и дружно. Однако на постовой башенке и день и ночь дежурил человек, который должен был пристально смотреть, не появился ли враг.

У Агатэ была единственная дочь. Девочка росла со своими сверстниками, незаметно для матери стала совсем взрослой. Пришло время, и она полюбила красавца – юношу Горгона. Вскоре с материнского благословения сыграли свадьбу. С тех пор никогда не расставались.

Стояло жаркое лето. День клонился к вечеру. Вдруг часовой заметил, вдали облако пыли…

- Мать Агатэ! Скорее, смотри туда! Это не облако, это враги. Видишь, как сверкают на солнце пики. Их много, больше, чем наше пшеничное поле.

- Горгон, иди сюда, – позвала Агатэ, – Отправляйся в разведку и все выясни, – приказала она мужу своей дочери.

Не успела наступить ночь, как он возвратился и сообщил, что врагов много, говорят они на другом языке.

Собрала мать Агатэ старейшин. Пригласили мудреца-ясновидца. Тот велел принести чашу с водой, двенадцать лучинок, которые прикрепил к чаше и зажег.

- Боги велят обнажать меч, произнес он вскоре – Взгляни сама.

Мать Агатэ поднялась со шкуры, решительно взглянула в чашу и обмерла. Сидящие напряженно смотрели на правительницу.

- Я вижу много врагов и много крови, – произнесла она, собрав всю свою волю. – Но нет моих сынов и дочерей в числе тех, кто стал на колени перед врагами. Мои храбрые дети, мы должны победить или умереть!

В эту ночь саки вырыли между морем и озером глубокий ров, который заполнила вода. При свете масляных светильников старики и подростки сделали горы наконечников и стрел.

Настало утро. Хмурые саки застыли в своих засадах, мать Агатэ – в первых рядах. Враги двинулись на приступ. Вот они посыпались черными точками. Все ближе и ближе, уже почти у рва… Мать Агатэ подала сигнал. Туча стрел покрыла первые ряды врагов. Раздались крики, стоны. Извиваясь, как змеи, падали на землю завоеватели. Но двинулись следующие ряды. И вновь тучи стрел полетели навстречу. Пустели колчаны. Среди саков появились раненые.

Три дня и три ночи не стихает бой… Но все меньше и меньше смелых, отважных защитников. Рядом с убитым Горгоном лежит его подруга. А враги все надвигаются и надвигаются. Наконец, сраженная упала мать Агатэ. С криком и гиканьем ворвалась чужая рать в селение. Варвары добили раненых, разграбили, а затем разрушили все домишки. Не оставили камня на камне, забросали ров убитыми и ушли.

Тогда откуда-то вышел старик-ясновидец. Прихрамывая, он с трудом шел, опираясь на сучковатую палку. Прислушался: из-под груды тел послышался слабый стон. Старик вытащил дочь Агатэ, которая была еще жива, влил какое-то зелье сквозь сжатие зубы, набрал воды в шлем, побрызгал голову и лицо девушки, и та открыла глаза.

- Иди к людям, расскажи о храбрых, славных защитниках и пусть назовут их гордым именем новое поселение, – так приказал мудрец (сакк Ђ – в переводе с тюркского “крепкий, здоровый”).

Прошло много времени. Но люди не забыли славных за щитников и назвали село гордым именем богатырей – Саки.

Курорт во все времена

Его величество Время – Хронос, которое мы, в большинстве своем все-таки материалисты, привыкли считать линейной величиной, на самом деле, как подсказывает нам опыт последних изысканий в этой области есть субстанция многомерная. И, вообще, “есть многое на свете, друг Горацио, что неизвестно нашим мудрецам…”

Жившие за тысячелетия до Рождества Христова не были глупее и примитивнее, чем мы. Достаточно вспомнить миф об Антлантиде. Все уже было и нет ничего нового под Луной. И если сейчас мы говорим о грязелечении на Сакском курорте и поем ему дифирам6ы – это не наше открытие и приобретение. Скудные цитаты из Геродота и Плиния, намеки и даже названия поселений, бывших в этих географических координатах, только подтверждают наши догадки. Да, этот дар Божий – сакские грязи существовали едва ли не вечно.

В глубокие античные времена, а возможно и архаичные, здесь тоже существовал курорт. Название вряд ли когда-либо узнаем. Но археологи, не один десяток лет копающие Сакскую пересыпь неоднократно находили остатки керамики и монеты и даже (в начале XX века) – рельеф Геракла Трапедзиоса (пирующего), а затем Геракла Сотера (спасителя).

Итак, святилище обнаруженное на Сакской пересыпи принадлежало, по мнению археолога С. Ланцова, именно Гераклу Сотеру, культ которого тесно связан с греческим богом-целителем Асклепием. Спасал он не только веровавших в него эллинов, но и варваров – скифов. Чудодейственное исцеление землей, богопочитание паломников, воздух, настоянный на цветочном и травяном коктейле (ароматотерапия), морские и солнечные ванны, минеральные воды, воздушные йодистые аэрозоли, – все это творило чудеса. Все это было во времена Асклепия и Геракла, и все это досталось и нам в бесценный дар природы, как щедрость Творца.

Не останавливаясь ни на мгновение, катит свои воды река Времени – Лета. И вот уже канул в нее античный курорт… К середине III века до н. э. прекращает свое существование по неизвестным нам причинам. Впрочем, ничто не вечно под Луной…

Еще немного вскормившего и взлелеявшего нас наукообразия. Как показал спорно-пыльный анализ донных отложений, Сакского озера в античные времена его берега были покрыты дубравами, лесами из бука и граба. Среди буйной зелени взору древнего мореплавателя открывалась блестящая на солнце песчаная пересыпь с простирающейся за ней бескрайней озерной гладью. Гиппократ в трактате “О воздухах, водах и местностях” обстоятельно разбирает влияние всех этих факторов на здоровье людей.

Слишком многое излечивают сакские грязи, чтобы не вписались в их историю таинство и мистика. Говорят, что сама божественная Психея прикоснулась к волшебной земле и – грязь стала живой. Обращаться с ней надо бережно и уважительно, разговаривать и просить помощи в излечении – тогда она отдает всю свою силу, в том числе и силу вечной молодости. Кстати, начавшиеся лабораторные исследования именно в этой области, дают весьма оптимистичный результат.

Благословенна земля Сакская, столь богатая, щедрая и неисчерпаемая, что даже самые неразумные из всего живого на земле – люди, кажется, это уже заметили, но еще не научились использовать в полную силу – для себя.

Возник вопрос?